Главная \ Статьи \ Чумка у собак

12.02.2015 06:10

Чума, или чумка – одно из самых опасных заболеваний у собак. Эта болезнь поражает нервную систему животных, а также их легкие. На данный момент возбудители чумки встречаются на всех континентах.

Самая большая опасность данного заболевания состоит в том, что оно очень часто ведет к смерти собаки. Каждое второе взрослое животное, подхватившее чумку, погибает. А вот у щенков, к сожалению, шансы на выживание и вовсе мизерны.

Переносчиками этого заболевания являются собаки, лисы, волки и некоторые другие дикие животные. Очень часто чумка передается от одного животного к другому воздушно-капельным путем. Помимо этого, заразиться ею собака может через предметы быта. К примеру, часто чума передается от одной собаки другой, если животные питаются или пьют воду из одной миски. «Принести» вирус может и хозяин собаки – на своей обуви, одежде или теле. По этой причине владельцам собак ни в коем случае не стоит гладить незнакомых животных, чтобы не заразить после этого своего питомца. В некоторых случаях животные заболевают данной болезнью после полового сношения с зараженными собаками. Вирус чумки попадает во внешнюю среду вместе с мочой, калом, в составе выделений из носа и глаз, ороговевших частичек кожи и т.д. В организме больных животных возбудители располагаются в головном и спинном мозге, селезенке, в крови, в жидкостях, находящихся в брюшной и грудной полости.

К сожалению, чума может появиться у собаки любого возраста – и у новорожденной,  и у пожилой. Но замечено, что чаще других этим серьезным заболеванием страдают животные в возрасте от двух до двенадцати месяцев. Это вполне объяснимо. У собак до двухмесячного возраста имеется пассивный иммунитет против чумки, который они, в самом прямом смысле этих слов, впитывают с молоком своей матери. Особенно сильную защиту получают щенки тех сук, которые прошли вакцинацию против чумы или перенесли ее в прошлом. У собак старше года чаще всего формируется крепкий собственный иммунитет. В период же от 2 месяцев до 1 года организм животного недостаточно слаб.

Симптомы чумки

Опасность чумы состоит в том, что на первоначальном этапе владельцу собаки довольно трудно распознать и диагностировать ее. С момента заражения этой болезнью до появления ее первых заметных симптомов может пройти от двух дней до трех недель.

Поначалу у заболевшей собаки владелец наблюдает потерю аппетита и вялость. Но такие симптомы сопровождают не только чумку, но и многие другие распространенные заболевания. После появления первых симптомов у животного повышается температура – до 39,5 – 40,5 градусов. В этом случае собаку нужно срочно везти к ветеринару, поскольку от того, насколько быстро и правильно вы начнете ее лечить, зависит в этот момент ее жизнь.

Во время этой болезни у собак через некоторое время после появления других симптомов начинается рвота и понос. В итоге животные сильно теряют в весе. Из глаз и из носа заболевших собак выделяется слизь, имеющая желто-зеленый цвет.

Вирус очень быстро распространяется по всему организму. Он поражает сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную систему. Большая опасность состоит в том, что иммунитет у собаки, подхватившей чуму, сильно падает. В результате этого в ее организме легко развиваются другие заболевания, которые одновременно с чумкой очень ухудшают состояние животного.

Из-за сильного ослабления организма у собак, подхвативших чуму, часто развиваются серьезные осложнения. Самыми страшными из них являются энцефалит (воспаление мозга) и менингит (воспаление мозговых оболочек).

Чумку иногда называют в народе «болезнь твердая лапа». Это связано с тем, что у животных, заболевших чумой, утолщаются и отвердевают подушечки на лапах. В итоге на них появляются трещины. Но это далеко не главная опасность данной болезни. Гораздо хуже то, что у подхвативших ее животных очень часто появляются судороги, конвульсии и параличи. Не редки ситуации, когда заболевшая чумой собака выживает, но теряет способность к передвижению из-за паралича.

Лечение чумки

Чем раньше вы начнете лечить свою собаку от чумы, тем выше шансы на ее спасение. Так что при первом подозрении на чумку нужно срочно обращаться в ветеринарную клинику. Вовремя поставленный диагноз и грамотное лечение могут вернуть вашего питомца к нормальной жизни.

Чумку лечат с помощью ветеринарных препаратов, которые может прописать только врач. Лечить чуму у собаки своими силами недопустимо.

В период лечения собаке в клинике проводят внутривенные вливания физиологического раствора. После этого заболевшим животным дают жидкость внутрь. Рекомендуется использовать для этого овощные отвары и воду с растворенным в ней медом. Впоследствии в рацион животного постепенно вводят диетические продукты. Поначалу его кормят, к примеру, сделанным из куриного мяса пюре. Часто ветеринары рекомендуют владельцам собак, зараженных чумкой, приобретать специальные корма для ослабленных животных. Они содержат сбалансированный состав питательных веществ и легко усваиваются организмом больных животных.

После выздоровления собакам необходима длительная реабилитация. Очень важно в этот период четко исполнять все предписания ветеринара.

Для того, чтобы защитить своего питомца от чумки, обязательно прибегайте к вакцинации. Щенков вакцинируют от чумы в серии с прививками от других болезней. Взрослым собакам делать прививки от этого заболевания нужно ежегодно.

Обязательно укрепляйте иммунитет у своей собаки, особенно, если он ослаблен. Животному очень полезны прогулки, подвижные игры, пребывание на свежем воздухе. Следите за качеством воды и пищи, которую получает ваша собака, и грамотно составляйте ее рацион, принимая во внимание рекомендации ветеринара.